1. Предпосылки внедрения системы непрерывного профессионального развития. В соответствии с Болонской Декларацией и созданием общеевропейского образовательного пространства с 2011г. все высшие учебные заведения РФ переходят на систему непрерывного профессионального развития (НПР) с использованием зачетных единиц (кредитов) при расчете трудоемкости образовательных программ профессионального высшего образования.
Необходимость внедрения системы НПР в Российской Федерации обусловлена рядом причин:
НПР представляет собой образовательные мероприятия, призванные обеспечить поддержание, повышение уровня знаний, навыков, профессиональной подготовки и расширение профессионального общения врача в рамках его лечебной деятельности, направленной на оказание медицинской помощи как отдельным больным, так и обществу в целом.
Европейский Союз Медицинских Специалистов (ЕСМС) определяет НПР как учебный метод повышения, обновления и восстановления профессиональных знаний врачей. Задача НПР – улучшить все аспекты профессиональной медицинской деятельности врачей.
Основные подходы к реализации программ НПР разработаны и реализуются в странах Европы. При этом соблюдаются следующие принципы:
1. непрерывность медицинского образования — «образование через всю жизнь»;
2. самостоятельность и ответственность врача за непрерывное повышение квалификации;
3. жесткие системы профессионального и государственного регулирования качества непрерывного медицинского образования;
4. государственная и профессиональная поддержка образования и информационного обеспечения врачей;
5. государственная поддержка Национальных электронных медицинских библиотек, как для врачей, так и пациентов;
6. создание финансовых стимулов для врачей и ЛПУ по внедрению информационных технологий;
7. система государственного и профессионального регулирования, которая учитывает использование информационных технологий в ЛПУ.
Основные принципы построения структуры последипломного профессионального образования врачей, позволяющие интегрировать Европейские образовательные технологии, в частности систему зачётных единиц (кредитов) и НПР, в традиционную национальную систему Российского высшего медицинского образования должны предусмотреть:
- сохранение всех форм последипломного профессионального образования врачей, используемых в настоящее время (интернатура, клиническая ординатура, профессиональная переподготовка);
- внедрение системы зачетных единиц (кредитов) путем перевода академических часов аудиторных занятий в кредиты;
- дополнение образовательных программ включением в обучение дистанционных образовательных технологий (видеоконференцсвязи, CD, DVD, видеоматериалов);
- проведение процедуры сертификации в рамках НПР одновременно с присвоением квалификационной категории;
- возможность совершенствования очных циклов общего и тематического усовершенствования путем внедрения дистанционных образовательных технологий, компьютерного тестирования;
- расчет учебной нагрузки циклов общего и тематического усовершенствования в кредитах (1 кредит приравнивается к 1 академическому учебному часу);
- включение в процесс обучения слушателей самостоятельной работы с использованием доступа к современным электронным библиотекам;
- оптимизацию процедуры проведения образовательного процесса за счет свободного выбора формы, длительности и места подготовки врачом-специалистом в рамках утвержденных образовательных программ;
- создание портфолио в системе накопительных кредитов в объеме 250 (возможно более) кредитов за 5 лет, подтверждённых документально и набираемых равномерно;
- обязательное ежегодное подтверждение набора не менее 50 зачетных единиц (кредитов).
Согласно видам НПР, врач должен постоянно совершенствовать свои знания и навыки, оптимально распределяя на протяжении 5 лет набор кредит-часов, необходимых для прохождения лицензирования и аттестации.
Основное назначение перечня видов НПР состоит в том, чтобы создать условия и стать необходимой мотивацией для поддержания постоянно высокого и перманентно обновляемого профессионального уровня врача – специалиста.
3. Непрерывное профессиональное развитие врачей по специальности “общая врачебная практика (семейная медицина)”.
Основные направления деятельности в системе НПР врачей общей практики/семейных врачей (ВОП/СВ) определены Образовательным стандартом послевузовской профессиональной подготовки по специальности: N040110 «Общая врачебная практика (семейная медицина)» (ГОС 2005), в соответствие с которым НПР ВОП/СВ - это система повышения квалификации на протяжении всей профессиональной деятельности врача после завершения последипломного профессионального образования и получения специальности «ВОП/СВ». НПР направлено на повышение компетенций практикующего врача (клинических практических навыков и теоретических знаний), а также улучшение организации труда, коммуникативных навыков, медицинской этики, качества преподавания, научных исследований и методов администрирования.
Цели непрерывного профессионального развития в общей врачебной практике:
1) постоянный пересмотр и обновление имеющихся знаний и навыков ВОП/СВ, с учетом развития специальности общая врачебная практика/семейная медицина (ОВП/СМ) и потребностей практики;
2) помогать выявлению и преодолению трудностей в работе врача; способствовать обмену опытом с коллегами;
3) обучать ВОП/СВ критически оценивать свою работу и проводить клинические исследования в учреждениях первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) и собственной ОВП.
Образовательная деятельность в системе НПР включает обязательный компонент - подготовку по утвержденным программам и самостоятельную научную и практическую деятельность по профессиональному совершенствованию, которые оцениваются в соответствии с требованиями нормативных документов.
Для подтверждения сертификата специалиста (ресертификации) по специальности «ОВП/СМ» каждому врачу необходимо принять участие в обучающих мероприятиях и набрать установленное количество кредитов, что позволит сократить продолжительность сертификационного цикла. Все мероприятия НПР, их контроль и оценка регулируются профессиональной Ассоциацией и нормативными документами.
«Внедрение системы непрерывного профессионального развития врачей по специальности “общая врачебная практика (семейная медицина)”в Кировской области»
Цель – повышение качества и эффективности послевузовского профессионального образования ВОП/СВ в Кировской области в соответствии с принципами НПР с учетом особенностей традиционной системы подготовки кадров.
1.1. Основные участники и их функции:
1. Департамент здравоохранения (ДЗ) Кировской области:
- разработка, утверждение пакета нормативных документов по внедрению системы НПР в Кировской области;
- создание и оперативное обновление базы данных врачей с отражением информации по реализации программ НПР (циклы тематического , общего усовершенствования, мастер-классы, конференции);
- перспективное планирование мероприятий по НПР;
- утверждение системы кредитной оценки видов НПР;
- координация работы по созданию банка тестов по специальностям и контроль за ее постоянным обновлением;
- участие в разработке программ НПР в соответствии с требованиями стандартов;
- организация работы областной комиссии по присвоению категории по специальности с учетом результатов реализации индивидуального плана НПР;
2. Кировская государственная медицинская академия:
- наличие лицензии на право занятия образовательной деятельностью с перечнем аккредитованных образовательных программ;
- разработка и реализации программ НПР (циклов общего и тематического усовершенствования);
- участие в организации и проведении конференций, съездов, семинаров в рамках реализации программ НПР;
- участие в разработке тестов по специальностям;
- участие в разработке стандартов по последипломному профессиональному образованию;
- участие в разработке требований к компетенциям специалиста.
3. Кировское региональное отделение Всероссийской ассоциации ВОП/СВ:
- согласование перспективного плана мероприятий в системе НПР;
- участие в работе областной комиссии по присвоению (подтверждению) квалификационной категории по специальности;
- выдача рекомендации врачу на присвоение (подтверждение) квалификационной категории.
4. ЛПУ Кировской области:
- создание условий для участия врачей в программах НПР в форме дистанционного обучения;
5. Другие организации, реализующие аккредитованные программы НПР:
- участие в проведении аккредитованных конференций, семинаров, мастер-классов с организацией системы учета посещений врачами и выдачей сертификата участника.
1.2. Сроки и мероприятия по реализации НПР
Департамент здравоохранения Кировской области
№ пп | Название мероприятия | Сроки выполнения | Функции, цель |
1. | Утверждение плана реализации НПР ВОП /СВ. Аккредитация мероприятий НПР на 2010-11 год с публикацией информации для участников проекта | Октябрь 2010 года | Определение основных этапов внедрения НПР для ВОП/СВ. Предоставление врачу доступа к аккредитованным формам НПР для формирования индивидуального плана НПР на год (портфолио). |
2. | Информирование главных врачей на областном совещании и разъяснение основных положений системы НПР. | Октябрь 2010 года | Предоставление главным врачам информации по организации НПР. |
3 | Утверждение системы кредитов с публикацией информации для участников проекта | Октябрь 2010 года | Предоставление информации для врачей и руководителей ЛПУ по оценке мероприятий НПР в кредитной системе. |
4 | Утверждение отчетных форм: индивидуального плана НПР, листа учета кредитных баллов, формы итогового отчета. | Октябрь 2010 года | Предоставление врачам и руководителям ЛПУ методических материалов по принятым отчетным формам НПР. |
5 | Публикация отчетных форм по НПР. | Сентябрь 2010 года | Обеспечение ЛПУ необходимой печатной продукцией (отчетные формы НПР). |
6 | Проведение совещания для врачей с разъяснением основных требований НПР. | Октябрь 2010 года | Предоставление врачам методических материалов по системе НПР. |
7. | Реализация мероприятий, аккредитованных в системе НПР. | Сентябрь 2010 года сентябрь 2011 | Практическая реализация семинаров, конференций, мастер-классов с отработкой учета кредитных баллов. |
8. | Анализ итогов работы ЛПУ по обеспечению условий для НПР | Ноябрь 2010 года | Замечания, предложения, поправки |
Кировская государственная медицинская академия
№ пп | Содержание мероприятий | Цель мероприятий | Сроки выполнения | Исполнители |
1. | Введение временной кредитно-модульной системы подготовки врачей ВОП/СВ в Институте последипломного образования | Проведение эксперимента по переводу организации послевузовского и дополнительного профессионального образования на систему зачетных единиц (кредитов) | С 01 октября 2010 года |
|
2. | Разработка тестов промежуточного контроля по каждому модулю одной из учебных программ повышения квалификации для кафедры, проводящей циклы повышения квалификации | Совершенствование контроля качества подготовки врачей | До мая 2011 года |
|
3. | Введение дистанционного обучения врачей в циклах повышения квалификации по отдельным модулям учебных программ | Частичное сокращение продолжительсти аудиторных занятий по фундаментальным дисциплинам и элективам | С октября 2011 года |
|
4. | Анализ результатов эксперимента по введению временной кредитно-модульной системы подготовки врачей в Институте последипломного образования, составление отчета. | Комплексная оценка влияния примененной инновационной образовательной технологии на качество и эффективность подготовки врача | ноябрь 2011 года |
|
5. | Подготовка предложений совершенствованию системы НПР совместно с базовой кафедрой семейной медицины ММА им.И.М. Сеченова (доц. Т.В. Заугольникова) | Совершенствование медицинского образования в РФ | декабрь 2011 года |
|
6. | Обсуждение итогов эксперимента по введению временной кредитно-модульной системы подготовки врачей и предложений на заседании совета ИПО Кировской ГМА | Выработка стратегии дальнейшей интеграции в Европейскую сис-тему медицинского образования | декабрь 2011 года |
|
Региональное отделение Всероссийской ассоциации ВОП/СВ
№ пп | Название мероприятий | Сроки проведения | Цель, функции |
1. | Проведение организационного совещания членов ассоциации по разъяснению основных требований НПР | Октябрь 2010 года | Создание в Ассоциации рабочей группы, контролирующей ход реализации НПР |
2. | Создание базы данных врачей | октябрь 2011 года | Создание системы учета движения и уровня профессиональной подготовки медицинских кадров |
3. | Участие в работе по: - утверждению программы НПР; - утверждению системы кредитов; - утверждению пакета отчетных документов; - утверждению списка аккредитованных мероприятий. | В течение 2010 – 2011 гг. | Подготовка основных документов по НПР |
4. | Выдача врачам рекомендаций по присвоению квалификационной категории | В течение года | Участие в работе комиссии |
5. | Ведение базы данных по НПР (совместно с Департаментом области) | В течение года | Учет набора кредитов врачами |
6. | Анализ внедрения системы НПР в Кировской области | Декабрь 2011 года | Внесение предложений, замечаний |
1.3. Оценка видов деятельности врача в кредитах
Перечень обучающих действий для ВОП/СВ, работающих в системе ДЗ Кировской области, по накопительным кредитам для использования при расчете внеаудиторных часов обучения на этапе НПР:
Наименование обучающего действия | Кредиты | Форма отчетности |
Категория кредитов - теоретические | ![]() | ![]() |
- написание и защита реферата по работе ВОП/СВ ( с анализом деятельности ) | 10 | текст реферата, заверенный куратором |
Участие в работе: - региональной профессиональной ассоциации, общества, круглого стола, конференции, симпозиума; - Всероссийской конференции, съезда, конгресса; - международного конгресса, съезда, конференции. | 2 5 7 | Подтвержденное сертификатом или приглашение, программа, краткий отчет о посещенных мероприятиях, контактах и материалах, полученных в ходе конференции/съезда, заверенный руководителем ЛПУ или зав. кафедрой семейной медицины |
Повышение квалификации на цикле усовершенствования (за 1 час аудиторных занятий) | 1 | свидетельство |
Категория кредитов - практические | ![]() | ![]() |
Выступление с докладом: - на заседании региональной профессиональной ассоциации, круглом столе, симпозиуме, конференции(местный уровень) - на Всероссийском съезде, конференции, конгрессе, симпозиуме - международный уровень | 10 20 30 | Программа с указанием темы доклада и ФИО докладчика, копия доклада |
- организация и руководство школой пациентов | 20 | Приказ или распоряжение о создании школы пациентов в ЛПУ, комплект документов, подтверждающий содержание курса, план работы школы, расписание занятий, темы занятий, заверенные руководителем ЛПУ |
- разработка рекомендации для пациентов по актуальной медико-социальной проблеме | 7 | Текст рекомендации, копия отзыва, заверенная в соответствии с требованиями |
- освоение (отработка элементов) практического навыка из перечня практических навыков/манипуляций/ процедур ВОП/СВ, не используемого регулярно в повседневной работе | 10 | Дневник учета манипуляций, проведенных в фантомном классе/на приеме с ВОП\СВ или специалистом, заверенный куратором; Оценка отработанного навыка на выпускном экзамене экзаменационной комиссией |
- доклад одного клинического случая на врачебной конференции (клинический разбор) | 7 | Комплект документов, подтверждающий проведение клинического разбора: план конференции с указанием темы разбора, список докладчиков участников и ведущего разбор, подбор материалов по теме разбора (копия истории болезни/ амбулаторной карты или ее выписки), заверенные руководителем ЛПУ |
Получение патента (авторского свидетельства) на изобретение | 5 | Копия свидетельства |
Участие в разработке информационных писем, методических материалов по организации службы | 5 | Экземпляр или копия материалов |
Руководство клиническими ординаторами на клинической базе (в течение одного учебного года) | 5 | ![]() |
- проведение консультации с видеозаписью | 10 | Протокол комиссии по оценке видеозаписи консультации |
- участие в Государственной/Региональной Программе по охране здоровья населения | 10 | Справка об участии в программе, заверенная руководителем ЛПУ или руководителем Программы |
- клинический аудит по ведению пациентов в ОВП | 15 | Протокол о результатах аудита, заверенный подписью руководителя ЛПУ и зав. кафедрой семейной медицины |
Проведение мастер-класса по специальности (6 учебных часов) | 15 | Копия приказа о проведении |
Участие в мастер-классе по специальности | 5 | Копия свидетельства |
- создание комплекта документов, подтверждающего прохождение обучения по ОВП | 2 | Файловая папка с материалами и документами, подтверждающими обучающие действия |
Категория кредитов - научные | ![]() | ![]() |
- написание и публикация статьи в центральном медицинском периодическом издании (один автор) | 20 | Копия публикации из оригинала издания |
- написание и публикация статьи в центральном медицинском периодическом издании (не более трех соавторов) | 10 | Копия публикации из оригинала издания |
написание и публикация статьи в местном медицинском периодическом издании (не более трех соавторов) | 7 | Копия публикации из оригинала издания |
- написание и публикация тезисов в сборнике (одна публикация) | 5 | Копия титульного листа сборника тезисов + копия текста тезисов |
- разработка 1-го тестового задания (клиническая ситуация-задача) | 2 | Текст задания с ответами, копия рецензии, заверенная в соответствии с требованиями |
- создание 10 тестовых заданий | 10 | Текст тестовых заданий с ответами, копия рецензии, заверенная в соответствии с требованиями |
- написание научно-практического отзыва на диссертацию | 10 | Копия отзыва, заверенная в соответствии с требованиями |
- рецензирование учебной программы | 5 | Копия рецензии, заверенная в соответствии с требованиями |
- оценка качества учебно-методической или клинической рекомендации (пособия) | 7 | Копия рецензии, заверенная в соответствии с требованиями |
- написание (самостоятельное или в составе авторского коллектива) и публикация учебно-методических рекомендаций (учебного пособия) 1 шт. | 15 | Копия публикации с оригинала |
Заочная аспирантура/ соискатель ученой степени кандидата медицинских наук | 30 | Копия документа, подтверждающего участие |
Накопительные кредиты, зачитываемые за внеаудиторную работу на этапе НПР, должны быть представлены различными типами обучающих действий, перечисленных выше. Независимо от количества представленных врачом однотипных обучающих действий, зачитываются не более двух однотипных действий.
1.4 Порядок реализации индивидуального плана непрерывного профессионального развития врачом
1. Заполнение индивидуального плана НПР и выбор программы обучения на 1-5 лет осуществляется лично врачом.
2. Повышение квалификации на циклах общего и тематического усовершенствования или профессиональную переподготовку врач проходит в образовательном учреждении, имеющем лицензию на образовательную деятельность.
3. Информация о других аккредитованных образовательных мероприятиях, предоставляется профессиональной Ассоциацией.
4. Ежегодно врач представляет отчет о набранных кредитах в Ассоциацию.
5. Итоговая форма отчета о набранных кредитах предоставляется в квалификационную комиссию вместе с сертификатом специалиста и свидетельством о повышении квалификации.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН
НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Врача___________________________________________
ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ:
С «____» _____________ ПО «____» ________________
Фамилия, имя, отчество | ![]() |
Адрес | ![]() |
Телефон контакта | ![]() |
Индивидуальный учетный номер | ![]() |
ЛПУ (адрес) | ![]() |
Структурное подразделение | ![]() |
Занимаемая должность | ![]() |
Руководитель ЛПУ | ![]() |
(период с «____» ___________ по «_____» _____________)
№ №пп | Вид НПР | Категория кредитов (Н – научные, Т–теоретические, П- практические) | Кредиты | Период обучения |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Промежуточная форма отчета (за год обучения)
(заполняется в двух экземплярах: один экземпляр остается в индивидуальном плане НПР; второй экземпляр представляется в Кировское региональное отделение Всероссийской ассоциации ВОП/СВ)
Ф.И.О._______________________________________________________________
Индивидуальный учетный номер______________________________________
ЛПУ_________________________________________________________________
Структурное подразделение__________________________________________
Должность____________________________________________________________
Ф.И.О. руководителя __________________________________________________
Общее количество кредитов ___________________________________________
Научные__________, теоретические____________, практические___________
Я подтверждаю, что представленная отчетная форма является верной. Кредиты набраны в период с «____»_______20 г. по «____»________20 г.
Личная подпись _____________________________
Дата «__»__________20 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Итоговая форма отчета (за пять лет обучения)
(заполняется в трех экземплярах: один экземпляр предоставляется в в Кировское региональное отделение Всероссийской ассоциации врачей общей практики/семейных врачей; второй экземпляр предоставляется в комиссию по присвоению квалификационных категорий при департаменте здравоохранения Кировской области; третий экземпляр остается в индивидуальном плане НПР)
Ф.И.О._______________________________________________________________
Индивидуальный учетный номер______________________________________
ЛПУ_________________________________________________________________
Структурное подразделение__________________________________________
Должность____________________________________________________________
Ф.И.О. руководителя __________________________________________________
Общее количество кредитов ___________________________________________
Научные__________, теоретические____________, практические___________
Я подтверждаю, что представленная отчетная форма является верной.
Кредиты набраны в период с «____»_______20 г. по «____»______20 г.
Личная подпись_______________________________________________
Дата «___»__________20 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Перечень документов, подтверждающих участие врача в системе непрерывного профессионального развития
1. Сертификат специалиста и свидетельство (удостоверение) о повышении квалификации, выданные по итогам обучения в Институте последипломного образования за последние пять лет, академии последипломного образования и других учебных образовательных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность на последипломном этапе на основании лицензии.
2. Сертификаты участника конференции, семинара, круглого стола, дня специалиста, проводимые с участием Департамента здравоохранения Кировской области с указанием количества кредитов.
3. Сертификаты участника Всероссийских и международных конгрессов, симпозиумов, съездов.
4. Программы конференций, симпозиумов, съездов, подтверждающие факт представления устного или стендового доклада.
5. Сертификаты и другие документы (удостоверения), подтверждающие факт прохождения стажировки в других ЛПУ Российской Федерации или за рубежом.
6. Ксерокопии статей, тезисов, опубликованные в журналах, сборниках, материалах конференций, съездов и т.д.
7. Результаты тестирования по специальности на базе медицинской академии.
8. Письмо, заверенное главным врачом ЛПУ и заведующим отделением, об освоении и внедрении в практику новой методики или проведении (выступлении на) внутрибольничной конференции.