Интервью о переходе муниципальных учреждений здравоохранения на областной уровень
Дмитрий Александрович, в последние несколько лет много говорится о том, что муниципальное здравоохранение испытывает множество проблем. Одна из них - колоссальная изношенность зданий. Эта проблема уже решается - по Программе модернизации во всех районах идут ремонтные работы. Еще одна проблема, о которой только ленивый не говорит – это низкая доступность медицинской помощи в сельской местности. Можно ли говорить о том, что и эту проблему удастся решить, ведь с января следующего года все муниципальные больницы перейдут на областной уровень?
В настоящее время на территории Кировской области действуют 70 муниципальных учреждений здравоохранения, 68 из них, согласно Федеральному закону № 313-ФЗ, подлежат передаче в государственную собственность Кировской области с января 2012 года. При этом 68 – это количество юридических лиц. В свою очередь, у юридических лиц – центральных городских или районных больниц – имеются многочисленные обособленные структурные подразделения – ФАПы, офисы врачей общей практики, которые также, в структуре больниц, будут передаваться в областную собственность.
Действительно, с переходом на областной уровень этих учреждений здравоохранения медицинская помощь для населения должна стать доступнее. Не секрет, что при медицинском обслуживании населения действует принцип «наши» и «не наши» жители. Это можно понять, так как муниципалитеты выделяют средства из местного бюджета на финансирование здравоохранения конкретного района, оплачивая коммунальные услуги, перечисляя деньги на проведение капитального ремонта в больницах, на покупку оборудования стоимостью свыше 100 тыс. Они делают это для своего населения, которое проживает на данной территории. Такая система подчиненности центральных районных и городских больниц администрациям районов и городов способствует возникновению искусственных границ между муниципалитетами и затрудняет реализацию областной программы «Модернизация здравоохранения Кировской области на 2011-2012 годы».
С 2012 года на основании 323-ФЗ, пациент для получения первичной медико-санитарной помощи вправе выбрать медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, но не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина). В выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор, также не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера. Для этого ему нужно подать заявление лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации. То есть у пациента появляется право прикрепиться к той или иной медицинской организации.
Что произойдет, когда и муниципальные больницы перейдут на областной уровень? Средства на текущее содержание и коммунальные услуги пойдут из областного бюджета в ОМС. При этом коммунальные услуги с 2012 года войдут в тариф Фонда ОМС.
Кроме того, с 2012 года исчезнут трудности для выстраивания многоуровневой системы оказания медицинской помощи (ЦРБ, межрайонные центры и областные учреждения). Переход на областной уровень всех районных и городских больниц даст возможность выстроить нормальную иерархию и позволит максимально эффективно управлять этой системой. Ведь для выстраивания четкой и понятной иерархии необходимы управленческие решения, которые должны быть реализованы. Сейчас они носят обязательный характер только для областных учреждений и рекомендательный - для муниципальных. В области 39 районов и 45 муниципальных образований. Эффективно управлять такой махиной не получится, если половина будет добросовестно выполнять решения и требования департамента, а остальные нет.
Этот переход не только необходим, он логичен, если мы хотим построить эффективно работающую систему здравоохранения, о которой так много говорят. Много разговоров о том, что у нас проблемы с оказанием медпомощи: «нас не принимают», «к нам долго едет скорая помощь или не едет вообще», «к нам плохо относятся в этом районе», «в этой больнице с нас берут деньги». При этом люди, которые высказывают такие жалобы, не вникают, и, по-нашему мнению, не должны вникать в территориальные тонкости. Естественно, мы вмешиваемся в такие ситуации, но выстроить систему в целом в таких условиях крайне сложно. С переходом муниципального здравоохранения на областной уровень мы получаем новые рычаги административного влияния и новые возможности для решения этих проблем.
А что изменится в работе конкретных учреждений здравоохранения?
Изменится форма подчинения. Учредителем будет не муниципалитет, то есть администрация района или города, а департамент здравоохранения Кировской области. Мы планируем сформировать трехуровневую систему оказания медицинской помощи, продолжим дальнейшее формирование межрайонных центров. Сейчас они уже созданы и считаются межрайонными центрами, но в полной мере пока эту функцию не выполняют. Мы должны будем окончательно сформировать сеть межрайонных центров (всего их 11) и надо сказать, что ответственность и объем работы некоторых учреждений возрастут.
В перспективе мы видим работу муниципальных учреждений в четко выстроенной системе оказания медпомощи, в соответствии с порядками, которые утверждены Минздравсоцразвития России. На каждом уровне будет определен четкий объем, который учреждение, относящееся к этому уровню, должно будет выполнять, учитывая заболевание и состояние пациента. Будет определено, что должно учреждение сделать самостоятельно, а в каком случае и когда необходимо перевести пациента в учреждение другого уровня.
Проводя экспертизу качества медицинской помощи, мы слышим от пациентов жалобы, что им отказывают в переводе в областные учреждения. Это было связано с вопросами финансирования, а возможно, в некоторых больницах не было понятия о порядках оказания медпомощи. По сути происходило так: «Это наши пациенты, мы и будем их лечить и получать за них деньги». Существующая система подчинения муниципалитетам не способствовала решению этой проблемы. После того, как все больницы будут в областном подчинении, проблему удастся решить. Новую систему учреждений можно представить в виде пирамиды. В ее основании находится первичное звено (районные, городские больницы – офисы врачей общей практики – фельдшерско-акушерские пункты). На уровень выше будут находиться межрайонные центры – это более оснащенные оборудованием, укомплектованные узкими специалистами больницы. Вершина пирамиды – это профильные областные учреждения (например, областная больница, травмбольница и другие).
Можно предположить, что система станет не только более понятной, но и более мобильной?
Абсолютно правильно. Совсем не значит, что при каком-то заболевании пациент должен будет пройти все ступени, прежде чем получить, например, высокотехнологичную медицинскую помощь в областной больнице. При необходимости ступень межрайонного центра он может миновать. Для всех лечебно-профилактических учреждений будет определено то, чем они должны будут заниматься, исходя из квалификации персонала и оснащенности. Эта система должна быть прозрачна и должна привести не только к доступности, но и к повышению качества оказания медицинской помощи для каждого пациента.
Пациент не должен лежать в ЦРБ, где его лечат «самоотверженно», но не имея полного набора оборудования и квалифицированных специалистов по этому узкому профилю. Часто бывает, что пациент долгое время лечится в районной больнице без улучшения, хотя в специализированной клинике его могли бы уже «поставить на ноги». Должна быть единая идеология, при необходимости врач должен объяснить пациенту, что на этом уровне сделали все возможное, но в интересах пациента продолжить лечение в учреждении более высокого уровня. Эта идеология должна быть понятна и врачам и пациентам.
Когда мы начинаем говорить о решении проблемы очередей в областных учреждениях, вновь возвращаемся к разговору о многоуровневой системе, так как эта система предполагает не только быстрый перевод пациента на верхний уровень, но и наоборот вниз на долечивание, на реабилитацию. Если период обострения миновал, пациента прооперировали, то на долечивание его можно перевести на дневной стационар в ЦРБ, освободить региональный уровень для других тяжелых пациентов. И здесь перед нами стоит еще одна задача – наладить на уровне районных и городских больниц работу по долечиванию, реабилитации, внедрить стационар-замещающие технологии.
Сейчас многие узкие специалисты видят, что система не выстроена в полной мере, они задерживают пациента, чтобы не потерять результаты своего труда, пытаются держать дольше, чем можно было, сами занимаются долечиванием. А если выстроить эту иерархию, где каждый будет понимать что он должен делать – работа наладится. Естественно, это не просто, я не говорю, что с 1 января это все само собой выстроится в цепочку и начнет работать, нет. Для этого нужно определенное время и усилия всей системы здравоохранения региона.
Впереди предстоит огромная работа, но и начнется-то она, наверняка, не с 1 января? Подготовка уже в разгаре?
Сейчас мы активно работаем со всеми муниципальными образованиями, чтобы у нас к январю все было готово к этому переходу. Комиссия департамента здравоохранения объехала все районы области. Причем, не только для того, чтобы проверить, как идет реализация мероприятий по модернизации, но и чтобы посмотреть материально-техническое состояние зданий, объекты, которые должны перейти на областной уровень, оценить экономическое состояние учреждений, насколько эффективно идет управление учреждением.
Эффективное управление больницей, безусловно, в первую очередь зависит от руководителя, то есть главного врача. Как теперь будет происходить их назначение?
Когда будет происходить смена учредителя, соответственно будет происходить и перезаключение договоров с руководителями учреждений. Большинство главных врачей - это опытные организаторы и эффективные управленцы, способные работать в новой системе. Но есть ряд проблемных районов, имеющих большую задолженность в больнице и много проблем по несвоевременному оказанию медицинской помощи. К руководству таких учреждений есть вопросы.
Какая роль будет отведена муниципальной власти в деятельности районных или городских больниц, ведь несмотря на то, что все они юридически перейдут в ведение области, территориально учреждения останутся на своих местах?
Безусловно, после изменения учредителя районные и городские больницы продолжат тесную работу с администрациями районов и городов, и мы тоже будем с ними активно работать, принимать во внимание их замечания и пожелания. Кроме этого, у муниципалитетов остаются достаточно важные функции.
В соответствии с Федеральным Законом от 29 ноября 2010 года № 313-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в РФ», к ведению органов местного самоуправления с 1 января 2012 года будет относиться создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района либо городского округа, за исключением медицинских учреждений федерального подчинения. То же самое регламентируют и недавно принятые Основы законодательства об охране здоровья граждан в РФ. Таким образом, забота об организации медицинской помощи с передачей учреждений в областную собственность не перекладывается в полном объеме на областные власти. Кроме создания условий для оказания медицинской помощи, это еще и информирование населения муниципального образования, в том числе через СМИ, о возможности распространения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих; и участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения, пропаганде донорства крови и ее компонентов; и реализация мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни; и создание благоприятных условий в целях привлечения медицинских работников для работы в медицинских организациях. К последнему можно отнести разработку мер материальной поддержки медицинских работников на местах, предоставление им жилья, предоставление иных мер социальной поддержки.
Мы ждем от руководства районов сохранения активной позиции в дальнейшей работе сферы здравоохранения. Безусловно, мы не сможем ежемесячно побывать в каждом районе, поэтому взаимодействие с администрациями муниципальных образований, с общественными организациями поможет нам своевременно выявлять проблемы. Также мы всегда готовы к конструктивной работе со СМИ.
Произойдут ли какие-то изменения в работе учреждений здравоохранения, которые и сегодня уже являются областными?
Областных учреждений изменения тоже коснутся. Они должны будут встроиться в эту систему и должны стать высшим, региональным, уровнем. Мы обязаны будем организовать перевод пациентов таким образом, чтобы не было задержки, и сейчас над этим активно работаем со всеми учреждениями. Главный врач - это не только врач, но и организатор, экономист, менеджер. Все эти требования актуальны не только для районных, но и в большей степени для областных больниц. Как можно выстроить новую многоуровневую систему? Должно быть учреждение, ведущее по данному профилю. По каждому профилю заболеваний такие учреждения у нас уже определены. Учреждения регионального уровня получат большие организационно-методические функции и полномочия. Мы и сейчас требуем от областных учреждений, чтобы они активнее работали с районами по своевременному переведению пациентов, по отбору пациентов для перевода. В новой системе эта ответственность повысится. Головное учреждение по каждому профилю, его руководство и специалисты совместно с главными профильными специалистами департамента здравоохранения будут выстраивать максимально удобную, эффективную систему маршрутизации пациентов в соответствии с уже принятыми порядками оказания медицинской помощи.
Новая схема работы уже выстроена по профилю «травматология». Сегодня все четко понимают, какие возможности есть на каждом уровне, налажена тесная работа головного учреждения (травмбольницы) с районами. В итоге появились места, не возникает вопросов по поводу того, что кого-то нельзя перевести. Есть возможность переводить на долечивание обратно в районные и городские больницы. Аналогичную систему предстоит выстроить по каждому профилю. Предстоит отработать все эти механизмы. В перспективе они должны будут работать в интересах пациента, на благо его здоровья.
Таким образом, в ближайшее время нам предстоит убрать административные барьеры, заставить систему эффективно работать. Внешне все просто и красиво, но на самом деле предстоит огромная работа и сложности, наверняка, будут. Например, некоторые скажут, что есть проблемы транспортировки. Об этом мы тоже знаем, и будем решать. Сегодня есть планы руководства области по оснащению учреждений санитарным автотранспортом. К решению каждого вопроса, каждой проблемы будем подходить индивидуально, находить оптимальные решения, учитывая и специфику заболеваний, и территориальные особенности.
Мы ни в коем случае не говорим, что оказание медпомощи сместится в областной центр. Конечно, нет. У каждого звена будут свои задачи, каждый уровень нам важен. Например, фельдшерско-акушерские пункты должны приблизить помощь к населению. Сейчас здания ФАПов ремонтируются, оснащаются для того, чтобы в дальнейшем они смогли еще более качественно работать по выявлению заболеваний на ранней стадии, своевременному направлению пациентов в офисы врачей общей практики и ЦРБ. Работы много, но для того, чтобы начать все это воплощать, нужно всем оказаться в одной иерархии, что и произойдет с 1 января 2012 года.