Размер шрифта:
Цвет сайта:
Изображения:
Обычная версия сайта
Программы первичной профилактики алкоголизма

В первичной профилактике пьянства и раннего алкоголизма выделяют три основных направления:

1) проведение широкой воспитательной работы с населением, направленной на повышение его культурного уровня и формирование антиалкогольного общественного мнения;

2) санитарно-гигиеническое противоалкогольное воспитание;

3) формирование трезвеннических установок.

Широкая воспитательная работа. Современные социологические исследования указывают на существование прямой связи пьянства и алкоголизма среди подростков с такими факторами, как низкий уровень образования, отсутствие организованного культурного досуга, рост числа подростковых групп с асоциальными тенденциями, отсутствие обстановки нетерпимости к пьянству.

Особенно пристального внимания требует организация свободного времени подростков, поскольку бессодержательно проводимый досуг - один из ведущих факторов в развитии злоупотребления алкоголем.

Нравственное воспитание современного человека неотделимо от формирования у него противоалкогольных установок. Уже с раннего детского возраста необходимо воспитывать отношение к пьянству как к социальному злу.

Санитарно-гигиеническое направление антиалкогольного воспитания

Предусматривается:

1) повышение санитарной грамотности и культуры населения;

2) пропаганда здорового образа жизни;

З) искоренение вредных для здоровья привычек.

Подросткам и их родителям нужно разъяснять, что алкоголь является не «продуктом питания» и не неотъемлемым атрибутом многих традиций, а прежде всего веществом с выраженным наркотическим действием. Он так же, как марихуана, героин, гашиш и другие наркотики, разрушающим образом действует на весь организм человека и особенно на клетки головного мозга.

В противоалкогольной пропаганде необходимо делать акцент на том факте, что хроническое отравление алкоголем оказывает отрицательное влияние на половые функции мужчин и женщин.

Пьянство и алкоголизм — одна из основных причин распада семей, особенно молодых. И в первую очередь от этого страдают дети.

Основу противоалкогольного воспитания и просвещения в школе составляют следующие принципы:

- противоалкогольное просвещение как целостная система противоалкогольного воспитания должно проводиться на протяжении всех лет обучения и направляться на формирование в сознании детей и подростков нетерпимого отношения к любым проявлениям пьянства и алкоголизма;

- программа противоалкогольного воспитания должна предусматривать постепенное, с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, раскрытие сторон отрицательного влияния алкоголя на здоровье человека и жизнь общества в целом;

- противоалкогольная работа в школах должна проводиться преимущественно силами учителей с приглашением для чтения отдельных лекций специалистов (медиков, юристов, социологов и др.);

- противоалкогольное просвещение должно распространяться и на родителей учащихся.

Рекомендации противоалкогольного просвещения в школе» предусматривают в начальных классах антиалкогольные беседы (например, при прохождении темы «Охрана здоровья»), постановку опытов по действию алкоголя на растения и животных (на уроках природоведения). Начиная с 5 класса беседы и лекции уже могут носить целенаправленный характер и проводиться совместно с врачом, а в более старших классах-с работниками милиции, юристами. В 8-10 классах может быть рекомендована следующая примерная антиалкогольная тематика: «Алкоголь и здоровье» «Алкоголь и потомство», «Алкоголь и спорт несовместимы», «Ущерб, наносимый алкоголем обществу», «Алкоголь и правонарушения», «О факторах, способствующих пьянству и алкоголизму среди подростков и юношей» и т. д. Кроме специальных лекций и бесед, необходимо проводить систематическое противоалкогольное воспитание во время предметного обучения.

Наряду с противоалкогольным воспитанием учащихся соответствующую просветительную работу необходимо проводить и с их родителями. Работа эта должна носить дифференцированный характер (для родителей младших, для родителей старших учеников). С этой целью, как показывает опыт, лучше всего использовать родительские собрания.

Не менее актуальной является проблема противоалкогольного воспитания учащихся профессионально-технических училищ, средних специальных учебных заведений, студентов, рабочей молодежи промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Накопившийся опыт свидетельствует о том, что противоалкогольная работа среди этого контингента молодежи, как ни в каких других социальных группах, должна носить комплексный и дифференцированный характер.

Концептуальная модель первичной профилактики зависимос­ти от алкоголя и других психоактивных веществ ба­зируется на решении представленных выше целей профилактики зависимости от психоактивных веществ.

Она предусматривает развитие ресурсов личности человека и социальной среды и предполагает внедрение целого ряда про­филактических программ для детей, подростков, молодежи, а также для родителей, учителей и специалистов в области про­филактики.

Задачи этих программ универсальны, хотя и имеют свою спе­цифику. Программы первичной профилактики для детей и подростков предусматривают решение следующих задач.

1. Формирование здорового стиля жизни, высокофункциональ­ных стратегий поведения, препятствующих злоупотреблению психоактивными веществами.

2. Информирование о действиях и последствиях злоупотребле­ния психоактивными веществами, причинах и формах заболеваний, связанных с ними, путях к выздоровлению; о связи злоупотребления алкоголем и других форм саморазру­шающего поведения с особенностями личности, общения, соци­альными сетями, стрессом и путями его преодоления.

3. Направленное развитие личностных ресурсов, способствую­щих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффек­тивного поведения:

— Я-концепции (самооценки, отношения к себе, своим воз­можностям и недостаткам);

— собственной системы ценностей, целей и установок; спо­собности делать самостоятельный выбор, контролировать свое по­ведение и жизнь, решать простые и сложные жизненные пробле­мы, умения оценивать ту или иную ситуацию и свои возможно­сти контролировать ее;

— умения общаться с окружающими, понимать их поведение и его перспективы, сопереживать и оказывать психологическую и социальную поддержку.

4. Развитие навыков поведения, ведущего к здоровью и препятствующего злоупотреблению психоактивными вещест­вами:

— принятия решения и преодоления жизненных проблем;

— восприятия, использования и оказания психологической и социальной поддержки;

— оценки социальной ситуации и принятия ответственности за собственное поведение в ней;

— отстаивания своих границ и защиты своего персонального пространства;

— защиты Я, само- и взаимоподдержки;

— избегания ситуаций, связанных с употреблением алкоголя и других психоактивных веществ и с другими форма­ми саморазрушающего поведения;

— использования альтернативных употреблению психоактив­ных веществ способов преодоления стресса, получения радости и удовольствия;

— бесконфликтного и эффективного общения.

Программы первичной профилактики для родителей пре­дусматривают решение следующих задач:

1) помощь в осознании собственных личностных, семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению внутри­семейных проблем и проблем взаимоотношения с детьми в семье;

2) определение направления и стратегии развития личност­ных, семейных и социально-средовых ресурсов;

3) определение направления и стратегий развития личностных ресурсов у детей (как взаимодействовать с ребенком, чтобы его личностные и семейные ресурсы развивались, а не подавлялись, как сделать свою семью социально и психологически поддержи­вающей, а не подавляющей системой);

4) обучение навыкам социально и психологически поддержи­вающего и развивающего поведения в семье и в процессе взаимо­отношений с детьми;

5) выявление родителей, нуждающихся в индивидуальной кон­сультативной помощи;

6) выявление родителей, готовых осуществлять консультатив­ную поддержку другим семьям; обучение их основам оказания социально-психологической и консультативной помощи другим родителям.

В программах первичной профилактики для учителей су­щественное место отводится обучению педагогов созданию пси­хологически грамотной, развивающей системы взаимоотношений со школьниками.

Программы предусматривают теоретические и практические занятия: лекции-беседы, обсуждения, ролевые игры и другие пси­хотехнологии, направленные на осознание процессов взаимного психологического развития учителя и ученика.

При проведении профилактической работы очень важно уста­новить в группе доверительные, честные, эмоционально и соци­ально поддерживающие отношения. Занятия с младшими подрост­ками должны проводиться преимущественно в игровой форме, но также содержать и элемент серьезной интеллектуальной и психологической работы.

В рабочей группе необходимо выработать обязательные прави­ла. Важнейшими из них должны быть умение слушать, оказывать взаимное доверие, проявлять уважение, соблюдать конфиденци­альность, возможность открыто высказывать свое мнение и обо­значать свою позицию, принимать на себя ответственность за активность и успешность работы группы. Необходимо поддерживать согласованность в выполнении участниками заданий, а также ре­шений, принимаемых группой.

Очень важным компонентом работы являются домашние зада­ния, которые предназначены прежде всего для включения в про­филактическую активность членов семьи, друзей. Это способству­ет улучшению взаимоотношений членов семьи с их социальным окружением и позволяет включаться в программу. Кроме того, выполнение домашних заданий способствует самостоятельному осмыслению опыта, полученного на занятиях и в жизни.

Еще одним важным компонентом профилактических программ является использование эффектов группового взаимодействия и развития. Это означает, что процесс занятий в группе представля­ет собой развивающуюся систему взаимоотношений, в которой происходит получение и осмысление информации и жизненного опыта. Члены группы действуют в направлении взаимного пони­мания и поддержки. Таким образом, происходит развитие важ­нейших качеств личности, позволяющих человеку управлять сво­им поведением и эффективно решать социальные проблемы, а впоследствии обучить этому других — друзей, членов семьи и т.д.

В процессе проведения программ выделяются группы волонте­ров для дальнейшей профилактической работы: подростков, учи­телей и родителей. Участники этих групп в дальнейшем проходят специальную подготовку.

Важным моментом программы является работа с учителями школ, призванными в дальнейшем активно сотрудничать в про­филактической работе. Предусматривается также проведение круг­лых столов для администрации региона и комиссий по делам не­совершеннолетних.

В зависимости от поставленных целей используются как долго­временные, так и краткосрочные программы. Однако следует по­нимать, что краткосрочные программы будут значительно менее эффективны. Они используются в первую очередь для того, чтобы сформировать мотивацию на здоровое поведение и обеспечить возможность проводить в дальнейшем долгосрочные программы на основе делового и доверительного сотрудничества (иногда, если предварительная работа не проводится, такие программы встре­чают сопротивление со стороны администрации школ и некото­рых общественных групп).

В начале и в конце профилактической программы предусмат­ривается проведение межведомственных круглых столов для ана­лиза и подведения итогов работы.

В профилактической работе применяются следующие методы:

— тренинг поведения;

— личностный тренинг;

— дискуссии;

— беседы;

— лекции;

— ролевые игры;

— психогимнастика;

— элементы психодрамы;

— элементы индивидуальной и групповой психотерапии;

— круглые столы;

— совещания.

Любая профилактическая программа требует объективной оцен­ки ее эффективности. Необходим выбор соответствующих крите­риев эффективности, а также строгого, но простого в примене­нии измерительного аппарата — множество анкет, опросников и экспериментально-психологических тестов, которые позволяют с высокой степенью достоверности говорить о происходящих в ре­зультате профилактического вмешательства изменениях, корри­гировать действия, изменять направления работы, ее форму и со­держание, если это необходимо.

В настоящее время существует много профилактических про­грамм, не соответствующих профессиональному уровню. Для того чтобы программа была действительно результативной, она долж­на отвечать следующим критериям:

— наличие концептуальной основы и ее адекватность совре­менным направлениям профилактики;

— четкость и реалистичность в постановке цели и задач про­граммы;

— развитие социальной среды: включение модулей для родите­лей, учителей, воспитателей, соответствующих тематике детских и подростковых программ, для инициации внутрисемейного об­суждения и выработки четкой внутрисемейной политики;

— формирование эффективных стратегий поведения;

— применение интерактивных и тренинговых методов работы: моделирование ситуаций, ролевые игры, дискуссии, обратная связь и т.п.;

— соответствие возрастным категориям;

— сопровождение в СМИ;

— содержание блока правового регулирования — повышение правовой компетентности;

— привлечение общественного внимания к проблеме;

— возможность дальнейшего распространения знаний, навы­ков и умений среди других групп населения;

— долгосрочность, цикличность, повторяющееся воздействие программ;

— интенсивность и четкий алгоритм действий;

— учет местной специфики;

— развитие местных ресурсов для обеспечения программы: подбор и обучение кадров; информационное и методическое обеспечение;

— мониторинг и контроль над эффективностью программы;

— конкретность формулировки ожидаемых результатов;

— оправданность экономических затрат.

До начала программы и после ее завершения предполагается проведение тестирования ее участников по вышеназванным критериям. Проводится также от­сроченное (спустя 6 — 8 месяцев после проведения программы) тестирование.

Если профилактическая программа соответствует выбранным критериям, то могут ожидаться такие результаты.

1. Уменьшение факторов риска употребления алкоголя и дру­гих психоактивных веществ у детей, подростков и молодежи.

2. Формирование здорового жизненного стиля и высокоэффек­тивных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у участ­ников программ.

3. Развитие системного подхода к профилактике злоупотребле­ния психоактивными веществами в обществе.

4. Развитие профессиональной и общественной сети профи­лактики злоупотребления психоактивными веществами.

Акция по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний
Анонсы событий
29 марта 2019 г.
состоится в 9.00 29 марта 2019 года в КОГБОУ СПО «Кировский медицинский колледж» (г. Киров, ул. Спасская, 40, кабинет 28)
Срочно требуются
Врачи, медсёстры, акушерки
КОГБУЗ "Кирово-Чепецкая центральная районная больница"
Зарплата см. иные условия
1. Врач-невролог стационара, Заработная плата от 40 тыс. руб., 2. Врач-неонатолог стационара, Заработная плата от 35 тыс. руб., 3. Медицинская сестра палатная стационара, Заработная плата от 25 тыс. руб., 4. Врач-невролог Просницкая врачебная амбулатория, Заработная плата от 40 тыс. руб., 5. Врач общей практики (семейный врач) – Каринская врачебная амбулатория, Заработная плата от 60 тыс. руб., 6. Врач-рентгенолог Просницкая врачебная амбулатория, Заработная плата от 40 тыс. руб., 7. Врач акушер-гинеколог женская консультация, Заработная плата от 35 тыс. руб., 8. Врач-эндокринолог поликлиники, Заработная плата от 35 тыс. руб., 9.Врач-хирург поликлиники, Заработная плата от 40 тыс. руб., 10. Врач общей практики (семейной медицины) Кстининская врачебная амбулатория, Заработная плата от 50 тыс. руб., 11. Врач-кардиолог стационара, Заработная плата от 40 тыс. руб., 12. Врач-педиатр стационара, Заработная плата от 35 тыс. руб., 13. Врач-травматолог-ортопед, Заработная плата от 40 тыс. руб., 14. Врач анестезиолог-реаниматолог, Заработная плата от 45 тыс. руб., 15. Заведующий терапевтическим отделением поликлиники, врач-терапевт, Заработная плата от 60 тыс. руб., 16. Старшая акушерка в стационар, Заработная плата от 35 тыс. руб., 17. Акушерка женская консультация, Заработная плата от 20 тыс. руб., 18. Акушерка стационара, Заработная плата от 25 тыс. руб., 19. Акушерка Просницкая врачебная амбулатория, Заработная плата от 20 тыс. руб.
(83346) 4-33-42, 46404
Медицинские сестры
КОГБУЗ "Центр медицинской реабилитации"
Зарплата при собеседовании
1. Медицинская сестра по функциональной диагностике, 2. Процедурная медицинская сестра дневного стационара, Соц.пакет
(8332) 37-61-70
Врач-педиатр, врач-невролог
КОГБУЗ "Центр медицинской реабилитации" пгт. Нижнеивкино
Зарплата при собеседовании
Соц.пакет
(83343) 2-31-47
Врач-хирург
КОГБУЗ "Кировская городская клиническая больница № 6 "Лепсе"
Зарплата от 25 000 руб.
Соц.пакет
(8332) 23-43-00
медицинская сестра палатная
КОГБУЗ "Кировский областной клинический онкологический диспансер"
Зарплата высокая
Соц.пакет
(8332)62-64-65
Врач-педиатр участковый
КОГБУЗ "Белохолуницкая центральная районная больница"
Зарплата При собеседовании
Жильё предоставляется, Единовременная выплата 1 млн.руб.
(83364) 41773, факс (83364) 42421
Врач общей практики
КОГБУЗ "Советская центральная районная больница"
Зарплата 30 000 руб.
Жильё съемная квартира, Соц.пакет, Единовременная денежная выплата в сумме 1 млн. рублей по программе "Земский доктор"
(83375) 2-98-88
Врач-терапевт
КОГБУЗ "Советская центральная районная больница"
Зарплата 30 000 руб.
Жильё съемная квартира, Соц.пакет, взможность дежурств, возможность переподготовки по смежной специальности., Единовременная денежная выплата в сумме 500 тысяч рублей (в возрасте до 40 лет включительно)
(83375) 2-98-88
Врач-акушер-гинеколог, Фельдшер-заведующий ФАП
КОГБУЗ "Афанасьевская центральная районная больница"
Зарплата при собеседовании
Соц.пакет, работа в сельской местности
(83331) 21680
Врач-хирург, врач-рентгенолог, врач-онколог, акушерка в роддом
КОГБУЗ "Вятскополянская центральная районная больница"
Зарплата по результату собеседования
условия по каждой вакансии см. в списке вакансий учреждения
(83334) 6-43-87
Врач-невролог, врач-терапевт
КОГБУЗ "Кировская городская больница № 2"
Зарплата при собеседовании
Соц.пакет
(8332) 410060 (доб.218)
Врач-акушер-гинеколог
КОГБУЗ "Белохолуницкая центральная районная больница"
Зарплата при собеседовании
Жильё предоставляется, Единовременная выплата 1 млн.руб.
(83364) 41773, факс (83364) 42421
Врач-терапевт участковый
КОГБУЗ "Кировская городская клиническая больница № 6 "Лепсе"
Зарплата от 50 000 руб.
Соц.пакет
(8332) 23-43-00
Врач-хирург
КОГБУЗ "Свечинская центральная районная больница"
Зарплата высокая
Жильё предоставляется, полный соц.пакет, выплата по программе «Земский доктор» в размере 1 млн. рублей
(83358)21454
Рентгенлаборант
КОГБУЗ "Кировская городская больница № 2"
Зарплата при собеседовании
Жильё не предоставляется
(8332) 313594