Размер шрифта:
Цвет сайта:
Изображения:
Обычная версия сайта
Программы первичной профилактики алкоголизма

В первичной профилактике пьянства и раннего алкоголизма выделяют три основных направления:

1) проведение широкой воспитательной работы с населением, направленной на повышение его культурного уровня и формирование антиалкогольного общественного мнения;

2) санитарно-гигиеническое противоалкогольное воспитание;

3) формирование трезвеннических установок.

Широкая воспитательная работа. Современные социологические исследования указывают на существование прямой связи пьянства и алкоголизма среди подростков с такими факторами, как низкий уровень образования, отсутствие организованного культурного досуга, рост числа подростковых групп с асоциальными тенденциями, отсутствие обстановки нетерпимости к пьянству.

Особенно пристального внимания требует организация свободного времени подростков, поскольку бессодержательно проводимый досуг - один из ведущих факторов в развитии злоупотребления алкоголем.

Нравственное воспитание современного человека неотделимо от формирования у него противоалкогольных установок. Уже с раннего детского возраста необходимо воспитывать отношение к пьянству как к социальному злу.

Санитарно-гигиеническое направление антиалкогольного воспитания

Предусматривается:

1) повышение санитарной грамотности и культуры населения;

2) пропаганда здорового образа жизни;

З) искоренение вредных для здоровья привычек.

Подросткам и их родителям нужно разъяснять, что алкоголь является не продуктом питания и не неотъемлемым атрибутом многих традиций, а прежде всего веществом с выраженным наркотическим действием. Он так же, как марихуана, героин, гашиш и другие наркотики, разрушающим образом действует на весь организм человека и особенно на клетки головного мозга.

В противоалкогольной пропаганде необходимо делать акцент на том факте, что хроническое отравление алкоголем оказывает отрицательное влияние на половые функции мужчин и женщин.

Пьянство и алкоголизм — одна из основных причин распада семей, особенно молодых. И в первую очередь от этого страдают дети.

Основу противоалкогольного воспитания и просвещения в школе составляют следующие принципы:

- противоалкогольное просвещение как целостная система противоалкогольного воспитания должно проводиться на протяжении всех лет обучения и направляться на формирование в сознании детей и подростков нетерпимого отношения к любым проявлениям пьянства и алкоголизма;

- программа противоалкогольного воспитания должна предусматривать постепенное, с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, раскрытие сторон отрицательного влияния алкоголя на здоровье человека и жизнь общества в целом;

- противоалкогольная работа в школах должна проводиться преимущественно силами учителей с приглашением для чтения отдельных лекций специалистов (медиков, юристов, социологов и др.);

- противоалкогольное просвещение должно распространяться и на родителей учащихся.

Рекомендации противоалкогольного просвещения в школе предусматривают в начальных классах антиалкогольные беседы (например, при прохождении темы Охрана здоровья), постановку опытов по действию алкоголя на растения и животных (на уроках природоведения). Начиная с 5 класса беседы и лекции уже могут носить целенаправленный характер и проводиться совместно с врачом, а в более старших классах-с работниками милиции, юристами. В 8-10 классах может быть рекомендована следующая примерная антиалкогольная тематика: Алкоголь и здоровье Алкоголь и потомство, Алкоголь и спорт несовместимы, Ущерб, наносимый алкоголем обществу, Алкоголь и правонарушения, О факторах, способствующих пьянству и алкоголизму среди подростков и юношей и т. д. Кроме специальных лекций и бесед, необходимо проводить систематическое противоалкогольное воспитание во время предметного обучения.

Наряду с противоалкогольным воспитанием учащихся соответствующую просветительную работу необходимо проводить и с их родителями. Работа эта должна носить дифференцированный характер (для родителей младших, для родителей старших учеников). С этой целью, как показывает опыт, лучше всего использовать родительские собрания.

Не менее актуальной является проблема противоалкогольного воспитания учащихся профессионально-технических училищ, средних специальных учебных заведений, студентов, рабочей молодежи промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Накопившийся опыт свидетельствует о том, что противоалкогольная работа среди этого контингента молодежи, как ни в каких других социальных группах, должна носить комплексный и дифференцированный характер.

Концептуальная модель первичной профилактики зависимости от алкоголя и других психоактивных веществ базируется на решении представленных выше целей профилактики зависимости от психоактивных веществ.

Она предусматривает развитие ресурсов личности человека и социальной среды и предполагает внедрение целого ряда профилактических программ для детей, подростков, молодежи, а также для родителей, учителей и специалистов в области профилактики.

Задачи этих программ универсальны, хотя и имеют свою специфику. Программы первичной профилактики для детей и подростков предусматривают решение следующих задач.

1. Формирование здорового стиля жизни, высокофункциональных стратегий поведения, препятствующих злоупотреблению психоактивными веществами.

2. Информирование о действиях и последствиях злоупотребления психоактивными веществами, причинах и формах заболеваний, связанных с ними, путях к выздоровлению; о связи злоупотребления алкоголем и других форм саморазрушающего поведения с особенностями личности, общения, социальными сетями, стрессом и путями его преодоления.

3. Направленное развитие личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения:

— Я-концепции (самооценки, отношения к себе, своим возможностям и недостаткам);

— собственной системы ценностей, целей и установок; способности делать самостоятельный выбор, контролировать свое поведение и жизнь, решать простые и сложные жизненные проблемы, умения оценивать ту или иную ситуацию и свои возможности контролировать ее;

— умения общаться с окружающими, понимать их поведение и его перспективы, сопереживать и оказывать психологическую и социальную поддержку.

4. Развитие навыков поведения, ведущего к здоровью и препятствующего злоупотреблению психоактивными веществами:

— принятия решения и преодоления жизненных проблем;

— восприятия, использования и оказания психологической и социальной поддержки;

— оценки социальной ситуации и принятия ответственности за собственное поведение в ней;

— отстаивания своих границ и защиты своего персонального пространства;

— защиты Я, само- и взаимоподдержки;

— избегания ситуаций, связанных с употреблением алкоголя и других психоактивных веществ и с другими формами саморазрушающего поведения;

— использования альтернативных употреблению психоактивных веществ способов преодоления стресса, получения радости и удовольствия;

— бесконфликтного и эффективного общения.

Программы первичной профилактики для родителей предусматривают решение следующих задач:

1) помощь в осознании собственных личностных, семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с детьми в семье;

2) определение направления и стратегии развития личностных, семейных и социально-средовых ресурсов;

3) определение направления и стратегий развития личностных ресурсов у детей (как взаимодействовать с ребенком, чтобы его личностные и семейные ресурсы развивались, а не подавлялись, как сделать свою семью социально и психологически поддерживающей, а не подавляющей системой);

4) обучение навыкам социально и психологически поддерживающего и развивающего поведения в семье и в процессе взаимоотношений с детьми;

5) выявление родителей, нуждающихся в индивидуальной консультативной помощи;

6) выявление родителей, готовых осуществлять консультативную поддержку другим семьям; обучение их основам оказания социально-психологической и консультативной помощи другим родителям.

В программах первичной профилактики для учителей существенное место отводится обучению педагогов созданию психологически грамотной, развивающей системы взаимоотношений со школьниками.

Программы предусматривают теоретические и практические занятия: лекции-беседы, обсуждения, ролевые игры и другие психотехнологии, направленные на осознание процессов взаимного психологического развития учителя и ученика.

При проведении профилактической работы очень важно установить в группе доверительные, честные, эмоционально и социально поддерживающие отношения. Занятия с младшими подростками должны проводиться преимущественно в игровой форме, но также содержать и элемент серьезной интеллектуальной и психологической работы.

В рабочей группе необходимо выработать обязательные правила. Важнейшими из них должны быть умение слушать, оказывать взаимное доверие, проявлять уважение, соблюдать конфиденциальность, возможность открыто высказывать свое мнение и обозначать свою позицию, принимать на себя ответственность за активность и успешность работы группы. Необходимо поддерживать согласованность в выполнении участниками заданий, а также решений, принимаемых группой.

Очень важным компонентом работы являются домашние задания, которые предназначены прежде всего для включения в профилактическую активность членов семьи, друзей. Это способствует улучшению взаимоотношений членов семьи с их социальным окружением и позволяет включаться в программу. Кроме того, выполнение домашних заданий способствует самостоятельному осмыслению опыта, полученного на занятиях и в жизни.

Еще одним важным компонентом профилактических программ является использование эффектов группового взаимодействия и развития. Это означает, что процесс занятий в группе представляет собой развивающуюся систему взаимоотношений, в которой происходит получение и осмысление информации и жизненного опыта. Члены группы действуют в направлении взаимного понимания и поддержки. Таким образом, происходит развитие важнейших качеств личности, позволяющих человеку управлять своим поведением и эффективно решать социальные проблемы, а впоследствии обучить этому других — друзей, членов семьи и т.д.

В процессе проведения программ выделяются группы волонтеров для дальнейшей профилактической работы: подростков, учителей и родителей. Участники этих групп в дальнейшем проходят специальную подготовку.

Важным моментом программы является работа с учителями школ, призванными в дальнейшем активно сотрудничать в профилактической работе. Предусматривается также проведение круглых столов для администрации региона и комиссий по делам несовершеннолетних.

В зависимости от поставленных целей используются как долговременные, так и краткосрочные программы. Однако следует понимать, что краткосрочные программы будут значительно менее эффективны. Они используются в первую очередь для того, чтобы сформировать мотивацию на здоровое поведение и обеспечить возможность проводить в дальнейшем долгосрочные программы на основе делового и доверительного сотрудничества (иногда, если предварительная работа не проводится, такие программы встречают сопротивление со стороны администрации школ и некоторых общественных групп).

В начале и в конце профилактической программы предусматривается проведение межведомственных круглых столов для анализа и подведения итогов работы.

В профилактической работе применяются следующие методы:

— тренинг поведения;

— личностный тренинг;

— дискуссии;

— беседы;

— лекции;

— ролевые игры;

— психогимнастика;

— элементы психодрамы;

— элементы индивидуальной и групповой психотерапии;

— круглые столы;

— совещания.

Любая профилактическая программа требует объективной оценки ее эффективности. Необходим выбор соответствующих критериев эффективности, а также строгого, но простого в применении измерительного аппарата — множество анкет, опросников и экспериментально-психологических тестов, которые позволяют с высокой степенью достоверности говорить о происходящих в результате профилактического вмешательства изменениях, корригировать действия, изменять направления работы, ее форму и содержание, если это необходимо.

В настоящее время существует много профилактических программ, не соответствующих профессиональному уровню. Для того чтобы программа была действительно результативной, она должна отвечать следующим критериям:

— наличие концептуальной основы и ее адекватность современным направлениям профилактики;

— четкость и реалистичность в постановке цели и задач программы;

— развитие социальной среды: включение модулей для родителей, учителей, воспитателей, соответствующих тематике детских и подростковых программ, для инициации внутрисемейного обсуждения и выработки четкой внутрисемейной политики;

— формирование эффективных стратегий поведения;

— применение интерактивных и тренинговых методов работы: моделирование ситуаций, ролевые игры, дискуссии, обратная связь и т.п.;

— соответствие возрастным категориям;

— сопровождение в СМИ;

— содержание блока правового регулирования — повышение правовой компетентности;

— привлечение общественного внимания к проблеме;

— возможность дальнейшего распространения знаний, навыков и умений среди других групп населения;

— долгосрочность, цикличность, повторяющееся воздействие программ;

— интенсивность и четкий алгоритм действий;

— учет местной специфики;

— развитие местных ресурсов для обеспечения программы: подбор и обучение кадров; информационное и методическое обеспечение;

— мониторинг и контроль над эффективностью программы;

— конкретность формулировки ожидаемых результатов;

— оправданность экономических затрат.

До начала программы и после ее завершения предполагается проведение тестирования ее участников по вышеназванным критериям. Проводится также отсроченное (спустя 6 — 8 месяцев после проведения программы) тестирование.

Если профилактическая программа соответствует выбранным критериям, то могут ожидаться такие результаты.

1. Уменьшение факторов риска употребления алкоголя и других психоактивных веществ у детей, подростков и молодежи.

2. Формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у участников программ.

3. Развитие системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами в обществе.

4. Развитие профессиональной и общественной сети профилактики злоупотребления психоактивными веществами.

Новое на сайте
Акция по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний
Срочно требуются
Врач-хирург
КОГБУЗ "Унинская центральная районная больница"
Зарплата при собеседовании
Соц.пакет
тел. 8(83359) 2-11-56, факс 8(83359) 2-11-26
Врач-хирург (срочный, на 1 месяц)
КОГБУЗ "Нагорская центральная районная больница"
Зарплата при собеседовании
Соц.пакет
(83349) 2-22-31
Врач-педиатр участковый
КОГБУЗ "Кирово-Чепецкая центральная районная больница"
Зарплата от 30 000 руб.
Жильё не предоставляется, соц. пакет
(83346) 4-33-42, 46404
Врач-педиатр участковый
КОГБУЗ "Шабалинская центральная районная больница"
Зарплата при собеседовании
Жильё не предоставляется, Соц.пакет, выплата 1 млн. руб.
(83345) 21147
Врач приемного отделения
КОГБУЗ "Кировская городская больница № 2"
Зарплата при собеседовании
Соц.пакет, Возможно по внешнему совместительству (специальности Терапия, Неврология, Анестезиология-реаниматология Пульмонология, Хирургия)
(8332) 410060 (доб.218)
Врач-хирург
КОГБУЗ "Лузская центральная районная больница"
Зарплата при собеседовании
Жильё предоставляется, Соц.пакет
(83346) 5-28-11, 52353 (факс)
Врачи, медсёстры, акушерки
КОГБУЗ "Кирово-Чепецкая центральная районная больница"
Зарплата см. иные условия
1. Врач-невролог стационара, Заработная плата от 40 тыс. руб., 2. Врач-неонатолог стационара, Заработная плата от 35 тыс. руб., 3. Медицинская сестра палатная стационара, Заработная плата от 25 тыс. руб., 4. Врач-невролог Просницкая врачебная амбулатория, Заработная плата от 40 тыс. руб., 5. Врач общей практики (семейный врач) – Каринская врачебная амбулатория, Заработная плата от 60 тыс. руб., 6. Врач-рентгенолог Просницкая врачебная амбулатория, Заработная плата от 40 тыс. руб., 7. Врач акушер-гинеколог женская консультация, Заработная плата от 35 тыс. руб., 8. Врач-эндокринолог поликлиники, Заработная плата от 35 тыс. руб., 9.Врач-хирург поликлиники, Заработная плата от 40 тыс. руб., 10. Врач общей практики (семейной медицины) Кстининская врачебная амбулатория, Заработная плата от 50 тыс. руб., 11. Врач-кардиолог стационара, Заработная плата от 40 тыс. руб., 12. Врач-педиатр стационара, Заработная плата от 35 тыс. руб., 13. Врач-педиатр участковый, Заработная плата от 30 тыс. руб., 14. Врач-травматолог-ортопед, Заработная плата от 40 тыс. руб., 15. Врач анестезиолог-реаниматолог, Заработная плата от 45 тыс. руб., 16. Заведующий терапевтическим отделением поликлиники, врач-терапевт, Заработная плата от 60 тыс. руб., 17. Старшая акушерка в стационар, Заработная плата от 35 тыс. руб., 18. Акушерка женская консультация, Заработная плата от 20 тыс. руб., 19. Акушерка стационара, Заработная плата от 25 тыс. руб., 20. Акушерка Просницкая врачебная амбулатория, Заработная плата от 20 тыс. руб.
(83346) 4-33-42, 46404
Медицинские сестры
КОГБУЗ "Центр медицинской реабилитации"
Зарплата при собеседовании
1. Медицинская сестра по функциональной диагностике, 2. Процедурная медицинская сестра дневного стационара, Соц.пакет
(8332) 37-61-70
Врач-педиатр, врач-невролог
КОГБУЗ "Центр медицинской реабилитации" пгт. Нижнеивкино
Зарплата при собеседовании
Соц.пакет
(83343) 2-31-47
Врач-хирург
КОГБУЗ "Кировская городская клиническая больница № 6 "Лепсе"
Зарплата от 25 000 руб.
Соц.пакет
(8332) 23-43-00
Врач-анестезиолог-реаниматолог
КОГБУЗ "Кировский областной клинический онкологический диспансер"
Зарплата 50 000 руб.
Жильё не предоставляется, Соц.пакет
(8332)62-64-65
Врач общей практики (семейный врач)
КОГБУЗ "Советская центральная районная больница"
Зарплата 30 000 руб.
Жильё съемная квартира, Соц.пакет, Единовременная денежная выплата в сумме 1 млн. рублей по программе "Земский доктор", Единовременная денежная выплата в сумме 500 тысяч рублей (в возрасте до 40 лет включительно)
(83375) 2-98-88
Врач-терапевт
КОГБУЗ "Советская центральная районная больница"
Зарплата 30 000 руб.
Жильё съемная квартира, Соцпакет., Возможность переподготовки по смежной специальности. Возможность дежурств., Единовременная денежная выплата в сумме 1 млн. рублей (в возрасте до 50 лет включительно)., Единовременная денежная выплата в сумме 500 тысяч рублей (в возрасте до 40 лет включительно)
(83375) 2-98-88
Врач-акушер-гинеколог, Фельдшер-заведующий ФАП
КОГБУЗ "Афанасьевская центральная районная больница"
Зарплата при собеседовании
Соц.пакет, работа в сельской местности
(83331) 21680
Врач-невролог, врач-терапевт
КОГБУЗ "Кировская городская больница № 2"
Зарплата при собеседовании
Соц.пакет
(8332) 410060 (доб.218)
Врач-невролог
КОГБУЗ "Лузская центральная районная больница"
Зарплата при собеседовании
Жильё предоставляется
(83346) 5-28-11, 52353 (факс)
Врач-акушер-гинеколог
КОГБУЗ "Омутнинская центральная районная больница"
Зарплата от 35 000 руб.
Жильё предоставляется, Соц.пакет, Основной отпуск – 28 календарных дней, Дополнительные отпуска от 14 календарных дней., Дежурства по гинекологическому отделению и роддому, Районный (северный) коэффициент 15 %., Выплаты за вредные условия труда., Иные условия в соответствии с Коллективным договором., Участие в программах Земский доктор, Вятский медик, Возможность обучения по смежной специальности, Помощь в оформлении документов для соискателей (граждан ближнего зарубежья)
Звонить предпочтительно на тел.. +7 922 916 38 03 – главный врач Вотинов Станислав Васильевич, Телефон для справок: 8(8352)2-27-27, +7 909 718 89 77