Размер шрифта:
Цвет сайта:
Изображения:
Обычная версия сайта
Тематические страницы   >   Здоровый образ жизни   >   Рекомендации специалистов   >   Рекомендации по предупреждению автодорожных травм
Рекомендации по предупреждению автодорожных травм

Проблема

Ежегодно в мире в автокатастрофах погибают 400 тысяч человек, 12 миллионов получают травмы. В России каждый год на автомобильных дорогах погибают около 40 тысяч человек и 260 тысяч получают увечья: причем половина пострадавших становятся инвалидами или преждевременно умирают.

Автодорожные травмы чаше всего получают мужчины в возрасте 15-24 лет. Эта возрастная группа имеет самый высокий уровень смертности, составляя треть всех зафиксированных смертей в результате дорожных аварий. На долю пожилых водителей приходится всего лишь 10% смертельных случаев, поскольку они садятся за руль значительно реже по сравнению с молодыми людьми.

Наносимый вред, механизмы, последствия

Три важнейших фактора, которые увеличивают вероятность роста травматизма по причине автодорожных аварий, связаны с вождением транспортных средств и поведением на дороге.

Первый фактор: когда водитель находится в состоянии опьянения. Помимо своей роли как фактора риска, обусловливающего автокатастрофы, алкогольное опьянение увеличивает опасность гибели или получения травм во время или после аварии, оно может помешать водителю в нужный момент покинуть автомобиль. Находившиеся в состоянии алкогольного опьянения пострадавшие при получении тяжелых травм головного мозга, оказывается, дольше остаются госпитализированными и страдают более устойчивыми неврологическими расстройствами, по сравнению с трезвыми водителями. Интоксикация другими наркотическими средствами, помимо алкоголя, такими, как бензодиазепины, наркотики, амфетамины, барбитураты, кокаин и марихуана, также была доказательно зафиксирована у жертв автокатастроф. Было подсчитано, однако, что приблизительно 10-20% автодорожных аварий были вызваны употреблением наркотиков, а не алкоголя.

Второй фактор: отказ от использования средств безопасности (например, ремней безопасности, специальных детских сидений). Использование средств безопасности снижает риск получения травм в автокатастрофах на 40-50%. Эффективность ремней безопасности была доказана в различных исследованиях, включающих и научные эксперименты (с использованием добровольцев, человекообразных кукол, манекенов для крушений во время аварий), и послеаварийное сравнение травм, полученных пристегнутыми и не пристегнутыми водителями, а также выводы аналитиков после разбора катастроф.

Третий фактор: поведение пешехода на дороге. Пешеходам, особенно живущим в городе, необходимо помнить, что когда они делают первый шаг на проезжую часть дороги, то вступают в зону смертельной опасности. В этой зоне необходимо предельно сосредоточить внимание. Анализ поведения пешеходов, погибших не по вине водителя, показывает, что наибольшую опасность на дороге представляет ситуация "закрытого объекта". Самая опасная - это ситуация стоящего автомобиля (автобуса, троллейбуса), из-за него пешеход не видит объезжающий или идущий навстречу автомобиль и попадает под него, поскольку в ситуации "закрытого объекта" водитель также замечает пешехода только в последний момент, когда остановить машину уже не возможно. К аналогичным ситуациям относится поворот дороги, из-за которого внезапно выезжает автомобиль, а также кустарники, загораживающие проезжую часть. Следует рекомендовать пешеходам, переходя дорогу, предварительно отходить от стоящего на ней автомобиля или автобуса на 15-20 метров, расширяя, таким образом, для себя и водителей зрительный обзор.

Что можно изменить при воздействии на этот фактор?

На основе исследований было доказано, что при правильном использовании поясного и плечевого ремней риск получить травмы от умеренных до серьезных может быть снижен для едущих на передних сиденьях на 45-55%, что приведет к снижению уровня смертности на 40-45%. Известно, что детские сиденья могут уменьшить уровень тяжелых травм на 67% и смертности - на 71%. Воспользовавшись шлемом, человек, ведущий мотоцикл, или пассажир, защищают себя от получения травмы или смертельного исхода от травмы головы в случае аварии. (А ежегодно в мире от черепно-мозговой травмы (ЧМТ) погибает 1,5 млн. человек, а 2,4 млн. становятся инвалидами; частота встречаемости ЧМТ в среднем составляет 3-4 на 1000 населения.) Среди мотоциклистов, пользующихся шлемами, уровень травматизма головы уменьшается на 75%.

Всем людям необходимо настоятельно советовать пользоваться средствами обеспечения безопасности (например, ремнями безопасности и специальными сиденьями для детей) самим и заставлять других делать это же: одевать шлемы при езде на мотоциклах и воздерживаться от пользования средствами передвижения в случае приема алкоголя или наркотических средств.

Меры воздействия

В целях уменьшения дорожного травматизма необходимо в устной форме или с использованием средств наглядной агитации выполнять следующие рекомендации:

- регулярно призывать своих знакомых пользоваться ремнями безопасности во всех случаях, когда они управляют автомобилем или сами являются пассажирами;

- призывать водителей, которые перевозят младенцев и грудных детей, непременно устанавливать детские сиденья федерального образца, постоянно использовать их в соответствии с инструкциями изготовителя и размерами ребенка;

- призывать водителей автотранспорта приучать пользоваться ремнями безопасности детей;

- рекомендовать тем, кто ездит на мотоцикле или ведет его, обязательно надевать защитный шлем;

- предупредить всех пациентов об опасности управления автотранспортом в нетрезвом состоянии или под влиянием наркотиков, а также об опасности езды на автомобиле, за рулем которого находится кто-либо в подобном состоянии;

- поощрять отказ от употребления спиртного молодыми людьми, которым предстоит поездка на машине, а в кругу семьи надо обсуждать варианты возвращения домой молодых людей из общественных мероприятий, где возможно употребление алкоголя, иными путями, нежели автомобиль.

Подобные консультации имеют огромное значение для тех, кто находится в группе повышенного риска дорожного травматизма: для молодых людей, имеющих небольшой опыт вождения, лиц, употребляющих алкоголь и другие наркотические средства, и лиц с медицинскими отклонениями, которые способны отрицательно повлиять на безопасность движения.

Имеются веские основания считать, что те, кто пользуются средствами безопасности или избегают ездить в нетрезвом виде, находятся в значительно меньшей опасности получить травму или смерть в результате автокатастрофы. Меньше доводов за то, что консультации клиницистов о соблюдении этих мер влияют на изменение поведения пассажиров или водителей. Однако, ввиду того, что дорожный травматизм представляет собой ведущую причину смертности в РФ и потенциальной смертности, даже скромные по своей эффективности влияния врачей могут оказать большое воздействие на состояние здоровья населения.

Механизмы поддержки

Другие меры, которые подтверждают мотивацию водителей соблюдать меры безопасности на дорогах и прибегать к помощи ремней безопасности, это:

- методы социальной рекламы (стендовая реклама в поликлинике, регулярная информация в СМИ);

- штрафные санкции ГИБДД.

Часто задаваемый вопрос

Для чего нужны детские автомобильные сиденья?

Правила дорожного движения предусматривают, что на задних сидениях дети до 12 лет должны быть пристегнуты ремнями и сидеть либо в детских сидениях, либо "в иных средствах", которыми могут быть и простые подушки: надувные, поролоновые, приподнимающие ребенка так, чтобы штатные ремни проходили не по его шее, а как у взрослого - по груди. Из-под "взрослых" ремней при ДТП дети выскальзывают.

Детские автомобильные сидения снижают травматизм и смертность детей на 70-80%, и в цивилизованных странах ими пользуются уже на протяжении 30 лет.

Назначение детских автокресел - удерживать ребенка в безопасном положении в случае столкновения, экстремального торможения или резкого маневра. Ту же роль выполняют и "взрослые" ремни безопасности, о необходимости использования которых уже никто не спорит. Важно: если даже посадить ребенка на заднее сиденье или держать его на руках, это не обеспечит достаточного уровня безопасности.

Акция по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний
Акция по профилактике онкологических заболеваний
Анонсы событий
9 февраля 2019 г.
Для заведующих стоматологическими отделениями, гигиенистов стоматологических, врачей-стоматологов общей практики, зубных врачей, врачей-стоматологов детских
Срочно требуются
Врач общей практики
КОГБУЗ "Юрьянская районная больница"
Зарплата при собеседовании
Жильё предоставляется, Соц.пакет, единовременная компенсационная выплата 1 млн. рублей по программе "Земский доктор"
(83366) 21145, 21469, 21148
Врач-педиатр
КОГБУЗ "Центр медицинской реабилитации" пгт. Нижнеивкино
Зарплата при собеседовании
Соц.пакет
(83343) 2-31-47
Врач-хирург
КОГБУЗ "Кировская городская клиническая больница № 6 "Лепсе"
Зарплата при собеседовании
Соц.пакет
(8332) 23-43-00
Врач-терапевт
КОГБУЗ "Кирово-Чепецкая центральная районная больница"
Зарплата от 40 000 руб.
Соц.пакет
(83346) 46404, факс (83361) 4-64-04
Врач-педиатр участковый
КОГБУЗ "Белохолуницкая центральная районная больница"
Зарплата При собеседовании
Жильё предоставляется
(83364) 41773, факс (83364) 42421
Врач общей практики
КОГБУЗ "Советская центральная районная больница"
Зарплата 30 000 руб.
Жильё съемная квартира, Соц.пакет, Единовременная денежная выплата в сумме 1 млн. рублей по программе "Земский доктор"
(83375) 2-98-88
Врач-акушер-гинеколог, Фельдшер-заведующий ФАП
КОГБУЗ "Афанасьевская центральная районная больница"
Зарплата при собеседовании
Соц.пакет, работа в сельской местности
(83331) 21680
Врач-хирург
КОГБУЗ "Вятскополянская центральная районная больница"
Зарплата От 45000 руб.
Жильё предоставляется, Соц.пакет, единовременная денежная выплата - 1 млн.руб.
(83334) 6-43-87
Врач-педиатр участковый
КОГБУЗ "Кировская клиническая больница № 7 им. В.И. Юрловой"
Зарплата при собеседовании
Жильё предоставляется, Соц.пакет
(8332) 56-64-91
Врач-акушер-гинеколог
КОГБУЗ "Белохолуницкая центральная районная больница"
Зарплата при собеседовании
Жильё предоставляется, Единовременная выплата 1 млн.руб.
(83364) 41773, факс (83364) 42421
Врач-хирург
КОГБУЗ "Свечинская центральная районная больница"
Зарплата высокая
Жильё предоставляется, полный соц.пакет, выплата по программе «Земский доктор» в размере 1 млн. рублей
(83358)21454
Врач-радиотерапевт
КОГБУЗ "Кировский областной клинический онкологический диспансер"
Зарплата высокая
Жильё съемная квартира, Соц.пакет, возможность переобучения за счет средств учреждения
(8332)62-64-65
Врач-невролог
КОГБУЗ "Кирово-Чепецкая центральная районная больница"
Зарплата от 30 000 руб., на 1.25 от 40 000 руб
Соц.пакет
(83346) 46404, факс (83361) 4-64-04